Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка»

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Шабан Светлана Павловна,  специалист высшей квалификационной категории.

  • Я люблю делать то дело, которое люблю! И, главное психологическое кредо: не навреди!

Одаренный ребенок Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди сверстников своими выдающимися достижениями. Исследования ученых доказали, что наиболее рано признаки одаренности проявляются у детей в музыке и изобразительном искусстве. До 2-3 лет дети только слушают музыку и эмоционально на нее реагируют. В 3-4 года стремятся к самостоятельным действиям, пытаясь имитировать пение и игру на музыкальных инструментах, а 5-6 лет начинают музицировать и петь самостоятельно, придумывать что-то свое. При раскрытии у детей художественной одаренности можно отметить высокую избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявлении в раннем детстве острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Раннее развитие многие родители зачастую нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте, однако более важным является умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не нужно навязывать малышу чтение книг, просто окружите ими ребенка с раннего детства. Среда, в которой находится ребенок, играет важную роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность. Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок талантлив. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим выдающиеся способности своего малыша, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка. Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей. Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка. Для раскрытия одаренности дошкольника необходимы игры, рисование, конструирование, лепка и др. Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть. Неравномерность развития, как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения. Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.